«Капитан Фантастик»: Капитан Алатристе строит рай из Платонова «Государства»

Сказать, что во время просмотра фильма чувства меня захлестывали – ничего не сказать. По мне словно ураган прошелся, очищающей силой стихии вытравив всех тараканов и напомнив о том, кто я и чего хочу.
Драма «Капитан Фантастик» затрагивает достаточно больную тему, пожалуй, для всего человечества. Необходимость зависеть от социума и подчиняться его законам много раз ставилась под сомнение, а учитывая то, как современное общество выглядит, и какие у людей приоритеты, я бы сказала, что сейчас эта необходимость нуждается в переосмыслении как никогда.


Помнится, мы с одним моим знакомым как-то выявили занятную закономерность:  дети, которые не ходили в детский сад и занимались образованием дома (чаще всего самообразованием), гораздо умнее среднестатистического ребенка. И с возрастом они, хотя и становятся в основном битардами и хикками, но стремление к саморазвитию не утрачивают, поэтому сохраняют за собой звание интеллектуально развитого человека. Вполне возможно, что это как-то связано с тем, что подобная судьба постигла нас с ним, хотя и с его и с моей стороны нашлось еще пара примеров.
К чему я это все? Значение социума, а точнее его влияние на развитие, сильно переоценивают. Из человека никогда не вырастет ничего путного, если воспитывать его как тепличное растение и давать все, что он только ни попросит. Зависимость от общественного мнения, брендов, предметов роскоши (я говорю не про дорогие вещи, а про вещи, которые, по сути, не нужны) – то, что делает человека недалеким (хотя я бы подобрала эпитет пожестче).

Но хватит разглагольствовать, расскажу более подробно про сам фильм и его идеи.
О том, что герой Мортенсена Бен живет со своими детьми отдельно от всего мира где-то в лесу и воспитывает их так, как ему кажется правильным, вы можете прочитать в аннотации к фильму. Как и то, что они решают покинуть свое уютное логово, чтобы отправиться на похороны жены Бена и матери его детей. В результате этого происходит своего рода столкновение двух культур: асоциальных интеллектуалов из леса и городских жителей, погрязших в своем невежестве.

Разумеется, когда герой Мортенсена приезжает к родственникам, то тех пугает его образ жизни и то, как он воспитывает своих детей. Они косо смотрят на него, когда он разрешает своим детям выпить немного вина, и совсем уж выходят из себя, когда при их чадах начинают говорить правду о смертях и болезнях, чадах, которые уже явно давно вступили в пубертатный период. Да, со стороны их поведение кажется нелепым, но именно так относятся к своим детям большинство родителей, пусть они этого и не признают.

tumblr_o6mj1gfrp91rtpbuxo7_250

Режиссер фильма — Мэтт Росс – задается непростым вопросом: «Что больше всего влияет на воспитание ребенка? Родители? Школа? Окружение? Что-то еще?». Но точно ответить на этот вопрос он не может. Ведь даже сам Бен не всегда уверен в том, что правильно поступает. Но видя поддержку своих детей, видя, какое чудо они вместе с женой сотворили, каждый раз забывает о своих опасениях.

Нельзя сказать, что Бен и его дети живут совсем уж асоциально. В конце концов, их семь человек. Они взаимодействуют между собой, как отлаженный механизм. По сути их дом, вместе с его жителями – небольшое утопическое государство. Но им приходится его покинуть, не только потому, что они едут на похороны, но и потому, что старшие дети в скором времени начнут задумываться о том, чтобы завести свою собственную семью. А к взаимодействую с «людьми извне» они явно не готовы. Ведь сколько книжек не читай, научиться взаимодействовать с людьми, которые не являются твоей семьей, можно только через практику.
Росс доказывает нам это в моменте, когда старший сын знакомится с симпатичной девушкой. Сцена, конечно, гротескная, потому что как ни крути, книги дают понимание как себя вести, просто в первое время это будет получаться немного неуклюже. Бо же ведет себя так, словно в арсенале его памяти были только рыцарские романы.
tumblr_o6mj1gfrp91rtpbuxo2_250

Финал фильма – своего рода победа с горьким привкусом поражения. Механизм сломан, но не до конца, вроде есть еще надежда, что все было не зря. Но, вспоминая как дети вели себя в начале фильма (когда они играли на разных инструментах) и как в конце (не буду спойлерить, сами все увидите), понимаешь, что Бену придется туго, и что их утопический мирок уже больше не вернуть.

«Капитан Фантастик» — это до дрожи трагичная социальная драма. При этом фильм получился красочным и (внезапно) воздушным: сердце щемит, но ты любуешься сменой кадров, речами актеров и не можешь оторваться. А самое главное, что все, абсолютно все актеры справились на пять с плюсом:  им веришь, им сопереживаешь.
Такие фильмы не просто нужны, они необходимы, поэтому я настоятельно призываю абсолютно всех, вне зависимости от ваших вкусов, посмотреть «Капитан Фантастик» и немного подумать над тем, что мы делаем со свое жизнью.