«Давай ты не будешь мне больше показывать фильмы с внезапными и бессмысленными сценами некрофилии» — сказал мне мой молодой человек – ценитель творчества Басковой, написавшей по «Зеленому слонику» курсовую по психологии в 2010 году – после просмотра. И да, если бы я начала говорить, что «Неоновый демон» фильм глубокий и пронизывающий, заставляющий задуматься о смысле жизни и т.п., то я бы, мягко говоря, слукавила. Нет, в нем без сомнения есть своя художественная ценность, но не ищите здесь глубины. Это фильм о красоте, созданный для того, чтобы зритель эту красоту прочувствовал, практически потрогал. Такому фильму не нужен замысловатый сюжет, чтобы его хотелось смотреть, он сделан для того, чтобы ваши глаза получили двойной или тройной оргазм, пока мозг полностью отключен.
Но разве не за это мы любим Рефна? Именно за способность сделать фильм из огромного количества картинок, каждая из которых отпечатается в голове. Вообще, анализируя его творчество, я бы нарисовала график, где одной из сторон была бы красота визуального ряда, другой – интересный сюжет. Фильм, где в идеальных пропорциях сочетается и то, и другое – «Бронсон», конечно. Фильм, где чуть больше красоты, но менее привлекательный сюжет – «Драйв». Ну и «Неоновый демон» с его примитивным сюжетом и завораживающим визуальным рядом разместился бы прямо на линии, отвечающей за радость наших глазок.
Сюжет «Демона» не таит в себе никаких подводных камней или внезапных ходов – все донельзя просто. Молодая девушка, похожая на милого напуганного олененка, приезжает покорять большой город и быстро становится достаточно успешной моделью. Другие девушки ей завидуют, а олененок начинает понимать свое превосходство и постепенно стервенеет. По сути – все. Самая глубокая фраза фильма о том, что красота может быть только естественной, и она идет изнутри. В этом и весь его цимес. Хотя, конечно, у Рефна весьма своеобразное чувство прекрасного: что у Кэрри Маллиган (которая, к слову, изначально должна была играть главную роль и в «Демоне»), что у Эль Фаннинг внешность, мягко сказать, специфическая. Но ладно, Фаннинг правда похожа на загнанного олененка, и у нее неплохо получилось сыграть стерву, так что придираться я не буду.
Тем более что у режиссера в принципе свое уникальное видение того, как должна выглядеть красивая картинка, и в этом основная причина, почему «Неоновый демон» понравится далеко не всем.
Актрисы четко выполняли то, что от них требовалось, игра цвета была безупречна, замедленность действия всегда в тему – то, что режиссер хотел показать, он явно показал. Но это далеко не «Антихрист» фон Триера, например, где за каждым мерзким кадром скрывается символ, это скорее «Страшные сказки» Гарроне (точнее даже Базиле), где женщина ради того, чтобы вернуть себе молодость, освежевала себя, а мораль истории витает на поверхности.
Читая мою рецензию, вы, наверно, подумали, что я как-то много налила воды и очень мало сказала по сути. Примерно так и выглядит «Неоновый демон» — много картинок, мало сути, поэтому и говорить-то особо не о чем.
В конце резюмирующее видео, которое в большей степени раскроет для вас фильм, чем, пожалуй, все вместе взятое, что я до этого написала:
p.s.музыка в фильме, разумеется, ни в чем не уступает визуальному ряду.